Web 3.0: стартапы-создатели из Европы формируют децентрализованный интернет
Интернет 1990-х годов был небольшой информационной революцией — «информационная экономика» стало модным термином в то время. Однако это был очень односторонний поток информации от нескольких поставщиков контента ко многим пользователям. Затем появился Web 2.0, то есть интернет вышел на новый уровень. MySpace, блогеры, Soundcloud, YouTube, инфлюенсеры — каждый может производить и монетизировать контент, но только за счет небольшой доли рынка за счет рекламы и спонсорства.
Сейчас, в преддверии Web 3.0, очередного этапа развития интернета, который обещает децентрализацию через технологию блокчейн, интернет меняется, по крайней мере, в этом убежден венчурный фонд Speedinvest. «Теперь создатели контента берут на себя ответственность и получают больше контроля и индивидуальности, чем когда-либо прежде», — пишет Speedinvest во введении к всеобъемлющему отчету «Экономика творцов». «Блокчейны уже развернуты в серверной части многих программных приложений и, как часть Web 3.0, могут повлиять на то, как мы взаимодействуем с интернетом больше, чем с мобильными устройствами и облаком», — говорится в публикации.
Миллиардный рынок Web 3.0
Для венчурных капиталистов, таких как Speedinvest, Web 3.0 с его создателями является важной инвестиционной возможностью. Рынок уже достиг размера $104,2 млрд. Согласно недавнему исследованию, в ближайшие пять лет один миллиард человек назовут себя творцами, что, по мнению Speedinvest, становится все более реалистичным вариантом карьеры в «мире нишевых развлечений». «Точно так же, как Силиконовая долина стала образом жизни, и миллениалы со всего мира осознали, что технологическое предпринимательство может быть вариантом карьеры, поколение Z теперь впервые может использовать свой творческий гений, чтобы зарабатывать на жизнь в интернете», — говорится в отчете.
В 2021 году инвесторы вложили $1,3 млрд в «экономику создателей контента», в том числе такие известные финансисты, как Andreessen Horowitz.
Европа должна наверстать упущенное
Speedinvest насчитывает 144 стартапа в «экономике авторов» по всему миру, которые позволяют создавать и монетизировать контент в Web 3.0 с помощью своих платформ и инструментов. Европа здесь не лидирует: всего 20 стартапов базируются в европейских странах.
Тем не менее, Speedinvest считает, что ситуация еще может измениться и что лидерство США обусловлено только их историей успеха в Web 2.0 — так сказать, форой. Во Франции первые стартапы показывают, что Европа может производить настоящих тяжеловесов в «экономике Web 3.0». Sorare — это торговая площадка NFT, ориентированная на футбольных фанатов, которая недавно привлекла $680 млн от инвесторов. Ledger — еще один очень известный стартап Web 3.0 из Франции — поставщик аппаратных кошельков.
«Идея о том, что обычный человек может получать регулярный доход, снимая видео на YouTube, больше не является нелепой мечтой, а является проверенной бизнес-моделью», — говорит Паола Виволи, инвестор Speedinvest.
По его словам, это уже привлекло внимание основателей стартапов B2B и инвесторов в Европе. Теперь они могут ясно видеть, в каком направлении идет экономика создателей контента, и хотят быть ее частью. На этом фоне ожидается, что европейская экосистема продолжит расти. Ей просто нужно немного наверстать упущенное, чтобы достичь того же уровня зрелости, что и у США.